Изготавливание квок для ловли сома!Начну с классики, которая описана в статье Г. А. Атанова в альманахе «Рыболов-Спортсмен» № 50, где приведены основные размеры для изготовления квока. Я и сам впервые взял в руки квок, сделанный по чертежам из этой статьи. Поэтому настоятельно рекомендую прочитать данную статью, что позволит лучше понять сам процесс квочения, а теперь подробнее.
Поговорим о терминах
Вначале следует договориться о терминологии, чтобы понимать, о чем идет речь. Основные конструктивные детали квока - рукоятка, «нога» и «пятак». Здесь все понятно. Технику же квочения я бы разделил на три фазы (составляющие): «вход в воду», «поступательная» и «выстреливающая». «Вход в воду» - это момент, когда «пятак» квока погружается в воду, «поступательная» составляющая - движения квока под водой, «выстреливающая» - момент выхода «пятака» из воды, собственно, сам хлопок.
С чего я начинал
После успешного дебюта с чужим квоком, сделанным по чертежам Атанова, решил, что мне необходим собственный инструмент, и купил первый же увиденный в магазине. Квок этот литой, на плоской рукоятке намотана суровая веревка; еще была петля, которую следовало надевать на кисть руки, чтобы случайно не уронить квок в воду. Внешний вид напоминал атановские (классические) размеры, к тому же продавец меня заверил, что отзывы об этом квоке положительные, то есть он рабочий. Но на первой же рыбалке я понял, что квочить им очень неудобно. Плоская рукоятка впивалась ребром в ладонь, веревка быстро намокала и начинала скользить. Кроме того, рукоятка была слишком короткой для моей ладони. Несмотря на это, мне удавалось воспроизводить им такой звук, которого я добивался. Поэтому я решил доработать рукоятку квока. Две пробки из-под шампанского решили проблему. Одну я распилил вдоль, и ее половинки послужили накладками с обеих сторон железной рукоятки. На второй пробке сделал пропил до половины,надел ее на ручку, посадив на клей «Момент», и туго примотал суровой веревкой. Получилось очень неплохо. Пробка в руке не ерзала даже в мокром состоянии, более толстая рукоятка удобной формы отлично укладывалась в ладонь, а получившаяся на конце шишка не позволяла выскальзывать квоку, даже когда рука была расслабленной. Но тот квок был с короткой «ногой»; он идеально подходил для ловли с обыкновенной резиновой надувной лодки. С появлением же у моих друзей лодок ПВХ и так называемых «кастрюль» ловить квоком с короткой «ногой» стало проблематично. Приходилось тянуться рукой к воде, при этом спина очень уставала и качественно квочить долгое время не получалось. Очевидно, с этой проблемой столкнулся не только я, поскольку в скором времени удалось приобрести квок с более длинной «ногой» у одного известного мастера из Москвы. Квок имел большую удобную рукоятку из бальзы, что делало его плавучим, «ногу» - из дюраля и «пятак» - из бронзы. Как и многие рыболовы, я не стал вникать в тонкости изготовления инструмента, а поверил тем, кто уже весьма успешно ловил на Нижней Волге на подобный квок этого же мастера. Тогда же я впервые столкнулся с тем, что традиционный захват квока мне неудобен. Дело в том, что при работе квоком с длинной «ногой» мне больше нужна «поступательная» составляющая, чем «выстреливающая». Я и по сей день предпочитаю ловить с этим квоком и рекомендую его любителям ловли сома. Однако вынужден отметить, что не все мои друзья в восторге от этого инструмента. Кто-то считает его дорогим, кто-то слишком тяжелым, а кое-кто попросту неудобным. Это нормально. Когда я работал егерем на нижневолжских базах, тоже частенько пробовал охотиться за сомом с чужими квоками, и не всегда успешно.
Твердая рука - мягкая кисть
Изготовление квока Разные рыболовы берут квок в руку по разному. Я же могу предложить только два варианта: захват для «длинного» квока и для «коротыша». Предлагаю всем, у кого есть квоки, захватывать подобным образом, а пока продолжу рассказ об их плюсах и минусах. Итак, у нас в руках квок с длинной «ногой». Для него весьма актуальна «поступательная» фаза в квочении Обычно высокий борт лодки позволяет это делать, а чтобы «нога» с «пятаком» а толще воды шла ровно, рукоятку следует держать крепко. По этой причине у «длинноногого» квока должна быть массивная и удобная рукоятка. Однако при крепком захвате труднее выгнуть кисть руки в последней, «выстреливающей» фазе квочения. Часто не хватает буквально маленького толчка, чтобы звук получился четким, но кисть больше не гнется. В этом случае поместите большой палец руки поверх рукоятки и на "выстреливающей» фазе квочения просто дожмите им квок и «доверните» его, придавая необходимое ускорение «пятаку» при выходе его из воды. Это далеко не все плюсы массивной рукоятки, однако сначала попробуем ухватить квок чуть по другому.
Обычно, применяя такой захват, удобнее работать с коротким квоком. При короткой «ноге» «поступательная» фаза очень маленькая. После вхождения в воду «пятаку» нужно как можно быстрее придать ускорение и с помощью хлесткого кистевого движения заставить его выскочить из воды, как пробка из бутылки шампанского, В этом случае работает не предплечье, а кисть, которую надо выворачивать ладонью назад как можно сильнее. Поэтому квок лучше ухватить как дротик для дартса, расслабленной рукой слегка прижать рукоятку большим и указательным пальцами, средним обхватить ее, а остальные пальцы разместить в начале «ноги» (или рукоятки) квока, Тогда при погружении квока в воду создается несильное сопротивление, по этому более крепкий захват не нужен. Зато кисть повернута более удобно для изгиба, а безымянный палец и мизинец легко дожимают «ногу» квока в «выстреливающей» фазе (когда кисть уже не гнется). При этом чаще всего достигается звук более высокой частоты.
Теперь вернемся к длинному квоку. Подобным образом можно брать в руку и длинный квок с массивной рукояткой. Я заметил, что, если захватывать подобным образом длинный квок, массивная рукоятка оказывается вверху и своей массой помогает «выстреливающей» фазе. Попробуйте ухватить длинный квок в нижней части рукоятки и чуть нагнуть кисть вниз. Вы почувствуете, как тяжелая рукоятка сама толкает «пятак» вниз. Остается лишь чуть-чуть помочь ему набрать ускорение. Пытайтесь работать, захватывая квок разными способами. Главное - не зажимать кисть руки. Она должна быть расслабленной, тогда ее легче вывернуть и рука не будет так быстро уставать.
Деревянный или металлический?
Изготовление квока Рыболовы успешно ловят сомов и на металлические, и на деревянные квоки. Сам я квоки не изготавливаю, поэтому ничего не могу сказать про выбор сорта дерева, про лак, которым покрывают каок, как крепят «пятак» и т.п. Знаю лишь, что многим нравится деревянный квок из-за его легкости. А мне, наоборот, деревянные квоки не нравятся тем, что приходится прилагать усилие в фазе погружения «пятака» в воду. При этом нужно выдерживать темп «поступательной» фазы, при которой тонкая деревянная «нога» так и норовит свибрировать или чуть отклониться в сторону. Из-за этого приходится легкий квок крепче держать в руке практически во всех фазах квочения. Может быть, все не так страшно, как я себе нарисовал, но для меня это неудобно. По мне лучше, когда квок под собственной тяжестью ныряет в воду, кувыркается в ней под воздействием кисти руки или плеча массивной рукоятки, а я слегка дожимаю его двумя пальцами. Ну а каждый рыболов делает свой выбор.
Такие разные пятаки
Изготовление квока Должен признаться, что особой разницы при ловле «пятаками» различной формы я не заметил. Мои друзья придерживаются другого мнения. У каждого свои предпочтения, кому-то нравится «пятак» с ложбинкой, а кто-то, наобо-рот, квочит выпуклым «пятаком». Кто-то выбирает «пятак» каплеобразной формы,а я ловлю прямым, немного скругленным по периметру, прямоугольным «пятаком» из бронзы. Спорить по поводу верхней части «пятака» я тоже не буду. Кое-кто утверждает, что его края должны быть острыми, для этого его делают, подобно крылу самолета, покатым от точки крепления к «ноге» по направлению к краям. Я же успешно ловлю квоком с «пятаком» в виде обыкновенной бронзовой пластины. Влияет ли материал «пятака» на звук? Наверное, влияет, но, как это сказывается на поведении сомов, неизвестно. Рыболовы делают «пятаки» и из эпоксидной смолы, и из дюраля, и из нержавейки, и из бронзы, как у меня. Самое интересное что рыба ловится на любые. Гораздо важнее, чем материал, из которого сделан «пятак» или весь квок, ритмичность квочения. Кстати, у деревянного квока «пятак» слабое место. Его легко можно стукнуть о борт лодки и сломать. Кроме того, намокшее дерево на остром крае имеет тенденцию к выкрошиванию, после чего квок перестает работать. Пожалуй, и споры об углах (казалось бы, главных параметрах квоков) также, на мой взгляд, не стоят выеденного яйца. Обратите внимание, какие разные углы «ног» и «пятаков» разных квоков .Между тем все инструменты рабочие. Я думаю, что выбор угла - дело индивидуальное. Однако я замечал, что более прямые квоки легче доворачивать а «выстреливающей» фазе, позтому квокам с длинной «ногой» такие нужнее. Квокам же с более короткой «ногой» не повредит более острый угол между рукояткой и «ногой», чтобы удобнее было «крутить мельницу» во время короткой «поступательной» фазы квочения. Последнее, что стоит отметить в квоке, его способность не тонуть. У меня квок тонущий, но за шесть лет я ни разу его за борт не уронил. Однако всем советую приобрести квок именно плавающий, хотя бы потому, что с таким инструментом смелее, а потому более раскованно можно дразнить сомов.